Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа работы 5
1.1. Понятие, классификация, история возникновения обращений 5
1.2. Обучение понятию «обращение» в школьной и вузовской программах 9
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Анализ обращений, употребляемых в рассказах Н. Носова 13
2.1. Семантическая классификация обращений в рассказах Н. Носова 13
2.2. Классификация обращений по характеру лексических единиц в рассказах Н. Носова 16
2.3. Система занятий для школьников по изучению обращений в рассказах Н. Носова 19
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Перечень примеров обращений, используемых в рассказах Н. Носова 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в различные эпохи писатели и поэты украшали свои тексты различными стилистическими приемами, чтобы вызвать интерес у читателя и облечь свою мысль в наиболее эмоциональную и красивую форму.
Для этого применялись различные тропы и стилистические фигуры, а также использовались простые средства русского языка, которые при грамотной обработке также могли выполнить свою стилистическую функцию.
Одним из таких средств выступали обращения, которые в данной курсовой работе проанализированы на материале рассказов Н. Носова.
Степень разработанности проблемы. Проведенная работа показала, что существует достаточно много научных источников, которые обращаются к проблеме определения и классификации обращений как единиц русского языка. Также находятся статьи, в которых довольно подробно рассматривается стилистическая функция обращений в тексте литературных произведений. Однако не было обнаружено научного материала, который бы приводил четкие классификации обращений в литературном тексте и связь отдельных типов обращений с их стилистической функцией.
Цель исследования – провести анализ применения обращений как единиц литературного языка в рассказах Н. Носова.
Объект исследования – обращения как единицы литературного языка.
Предмет исследования – применение обращений как единиц литературного языка в рассказах Н. Носова.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие, классификации, историю возникновения обращений.
2. Сравнить обучение понятию «обращение» в школьной и вузовской программах.
3. Привести семантическую классификацию обращений в рассказах Н. Носова.
4. Составить классификацию обращений по характеру лексических единиц в рассказах Н. Носова.
5. Разработать систему занятий для школьников по изучению обращений в рассказах Н. Носова.
Материал исследования: рассказы Н. Носова.
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование, проектирование, историографический, хронологический.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и перечня примеров обращений.
Глава 1. Теоретическая основа работы
1.1. Понятие, классификация, история возникновения обращений
Обращение обозначает лицо или предмет, к которому относится речь говорящего. Оно не является членом предложения и выделяется знаками препинания .
На рисунке 1.1 представлены основные признаки обращения .
Рисунок 1.1. – Основные признаки обращения
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией.
Обращение не связано ни с одним членом предложения способом согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с помощью союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения .
Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения .
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы .
Частицы «о», «ах», «а» и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются запятой .
На рисунке 1.2 представлены виды обращений по характеру лексических единиц .
Рисунок 1.2. – Виды обращения по характеру лексических единиц
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространенным .
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми.
Личные местоимения «ты», «вы», как правило, являются подлежащими в предложении, но могут входить в состав распространенного обращения.
В древнерусском языке для обращений применялся специальный падеж, который считался седьмым. Он носил название звательного падежа. Ярким примером звательного падежа является слово «старче», которое применяется в сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» .
Историческое развитие звательного падежа в различных языках славянского происхождения, в первую очередь, определялась развитием категории лица.
Так, надо отметить, что первыми еще в общеславянскую эпоху отказались от звательного падежа существительные тех склонений, в которых практически отсутствовали те существительные, которые развили в дальнейшем категорию одушевленности .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.М., Гольцева В.С., Живодерова Л.В. Принципы классификации падежей в русском языке на различных исторических этапах его развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы проведения научных исследованиях в сфере филологии и литературоведения». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 158–169
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
3. Варзонина О.А. Современный русский язык. – Калуга: Издательский дом «Перспектива», 2016. – 380 с.
4. Голубева М.В., Сказкина Н.Е. Основные характеристики обращений как стилистических средств построения литературного текста // Вестник Самарского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 162–170
5. Гостева И.Ю. Грамматика русского языка. – Сыктывкар: Звезда, 2014. – 490 с.
6. Демидова Н.К., Велигодская М.И., Жигалева С.В. Проблемы организации урока по русскому языку: педагогический и психологический аспекты // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 146–159
7. Лисицына О.В., Хвостова Е.Н. Преподавание синтаксиса в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Владикавказ: Учебный день, 2017. – 298 с.
8. Мирославова И.Ю., Дорошенко Г.В., Валюжинич И.С. Вспомогательные лексические средства в русском языке и их стилистические функции и грамматические характеристики // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы языкознания: история и современность». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. – С. 80–95
9. Носов Н.Н. Рассказы // Умочки. Детский развлекательно-познавательный сайт. – [Электронный ресурс] https://umochki.ru/skazki/rasskazy-nosova/rasskaz-ledenets (Дата обращения: 05.06.2019)
10. Носов Н. Рассказы для детей // MiloLiza. Литературный портал. – [Электронный ресурс] https://www.miloliza.com/nosov-rasskazy-dlya-detej-chitat (Дата обращения: 09.06.2019)
11. Обращения. Примеры предложений с обращениями // Русский язык. Учебный портал. – [Электронный ресурс] https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obrashhenie-primeryi-predlozheniy.html (Дата обращения: 01.06.2019)
12. Рассказы Н. Носова // Мишка-книжка. Детский литературный портал. – [Электронный ресурс] https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-nosova/ (Дата обращения: 05.06.2019)
13. Финогентов А.Ю., Прибылова Н.Е., Широкова Е.П. История развития обращения как формы стилистического построения литературного языка // Сборник статей Вологодского государственного университета. Вып. 3. – Вологда: Издательство Вологодского государственного университета, 2019. – С. 51–60
14. Хвостовская А.П., Шилоносова И.И., Бранникова О.Л. Принципы классификации обращений в русском литературном языке // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2017. – С. 46–58
15. Щекотурова А.В., Красильникова О.Л., Пятницкая И.М. Организация практических и семинарских занятий по русскому языку и культуре речи в рамках вузовской программы // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 4. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2019. – С. 42–54
16. Янко Т.Н. Лексическая семантика обращений: семантические особенности русских антропонимов и других имен, обозначающих людей // Язык и речевая деятельность. Сборник статей Петербургского лингвистического общества. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. – С. 239–257